Привожу компиляцию всего, что услышала от следующего списка преподов:
- Хорхе Камагуэйя
- Янека Ревильи
- Хорхе Бейя
- Хосе Гонсалеса El Che
1. Не нужно всю тимбу вязать узлы и мучить друг друга.Тимба - это смесь ритмов, каждый из которых выходит на передний план. Соотвественно, его нужно танцевать. Где-то разойтись, где-то перейти на деспелоте, местами вставить румбу или афро, где-то просто потоптаться на месте.
2. Команды в тимбе, которые даёт певец или хор по ходу песни, чтобы сориентировать танцора, что ему сейчас делать:- Dale Mambo - расход парнеров в шаге мамбо и затем они внось сходятся.
- Agua - тряска плечами (как будто стряхивайте воду)
- Manos par ariba - руки вверх и кружение с ними или элементарные шаги касино типа бокового или вперед-назад.
- Centura или Mueve la centura - усиленно крутим попой или делаем деспелоте всем корпусом
- имена богов Оришас - базовые шаги и движения (самые простые) того Ориша, чьё имя назвали.
3. Тимба танцуется с "киком" и выделением движением корпуса и плечей шагов на счет "1" и "5". "Кик" не в тыкается в те места, где музыка переходит в сон, ча-ча-ча, румбу или афро. Там просто используются свои шаги и стилистика.
4. "Кик" ставиться рядом с другой ногой.Он должен быть четким и без экономии на этом счёте. При поворотах "кик" ставиться рядом, сбоку от второй ноги (а не спереди или сзади).
5. Если вы микшуете шаги касино с ча-ча-ча, то шаги ча-ча-ча, вставляете на счета 3 и 4 (иными словами три шага на два счёта).6. Переход с касино на мамбо. Просто сделайте шаг мамбо на очередной "кик".Чтобы вернуться в касино с нужной ноги, используйте число шагов мамбо, кратное 4-м или 8-ми. Последний вариант самый простой и бесхитростный.
Если вы используйте 4 шага мамбо, то 2 варианта. Либо вы в кач-ве 4-го мамбо делаете "кик" и шаг касино (и вы в нужной ноге), либо делаете 4-й мамбо и с той же самой ноги делаете шаг касино (т.е. вы сделали мамбо вместо "кика" и пошли с этой же ноги).
7. Общие правила поворотов для тимбы и касино (сальсы).Если партнер даёт девушке внутренний поворот, то он выполняется на 3 счёта (половина восьмёрки или музыкальной фразы). Внешний поворот партнёрши выполняется на 6 счетов (на полную восьмёрку или музыкальную фразу).
8. Танцевать ли тимбу на "раз" или на "два"? Здесь однозначного ответа нет.
Во-первых, сама тимба может местами откровенно переходить на сон. Соотвественно, в этом месте танцору нужно перестроить шаг на контртьемпо или на 2.
Во-вторых, существует близкий к тимбе жанр "сон-мамбо" или еще его называют "современный сон". Порой отличить его от тимбы весьма затруднительно. В общих чертах, он более спокойный, менее насыщенный аранжировками. Классический пример, "Gata Loca" от Mamborama или "Ven, Ven, Ven" от "Los Van Van".
Так вот, современный сон и танцуют на "2". Впрочем, и сами кубинцы танцуют на "раз, если душе приятней и девушке так больше нравиться.
9. Во что делать"кик"? Можно заниматься счетоводством, и аккуратно делать его на счёт "8" и "4". А можно слушать музыку, в частности, ударные, искать звук конги - "кун-кун". Этот звук соответствует счетам 8 и 4. Он слышен достаточно чётко на протяжении всей песни, а если не слышен ты его можно "нащупать" по ощущениям.
Справочно: за полную восьмёрку "кун-кун" (ов) набегает 2 штуки. Но особенно хорошо этот звук слышен после двойного удара клаве. Вот на него и нужно начинать танец.
10. Вступают в Тимбу, да и в сальсу в общем-то, ни на "раз", а на "восемь" . На "кун-кун" иными словами. Как? Вставляете "кик" на "кун-кун" и пошли давить касино.
И дальше идите по "кун-кун" (ам). То есть ваши кики или паузы должны совпадать с двойными ударами конги. А между ними три равномерных шага. Если это правило выполняется, вы идёте в ритм и можете легко перестраиваться с касино на что угодно.
11. Как Тимба переходит в Румбу?Прежде всего изменяется рисунок той же конги. В румбе этот рисунок звучит как "тумба - кин-кин -па" и вариации на тему этой базы, которые по этой "тумбе" весьма узнаваемы.
При этом может, но необязательно, меняться на румбовский рисунок клаве.
И еще, при переходе на румбу мелодийные инструменты (духовые, струнные) либо вообще замолкают, либо отходят на второй план, становятся менее слышными.
Соответственно, включилась "тумба" - танцуем румбу.
12. Где в Тимбе можно схалявить и просто постоять, переминаясь с ноги на ногу?Всё просто, там где музыка сходит на нет и становиться откровенно дохлой. Ощущение, что часть оркестра при этом ушла покурить, ударные пропали, осталось какое-нить фортепиано да певец, который что-то там глаголит.
Пример, тимба от Adalberto Alvarez, где он упоминает всех Оришас (Obatala, Oh Wini Wini Obatala).
Но будьте бдительны, как правило, рассказав пару баек в эфире, певец начинает давать команды танцорам. Например, называть имя Ориша. И как только музыка усиливается (музыканты покурили, вернулись и опять заиграли) танцор должен выполнять команду. В данном случае - исполнять движения названного Ориша.
13. Что такое проходка и где её втыкать в Тимбе?Проходки бывают разными (расскажу дальше), но смысл в них один - неспешно проходить по залу, показать себя любимого и свою драгоценную партнершу зрителям, привлечь их внимание.
Два основных вида проходок: простая и ритмическая.
Простая проходка - это чистый элемент шоу. Вы просто ходите как в обычной жизни. Нет никаких бейсиков, футворков и прочей танц фигни. Но при этом можно добавить элементы шоу типа: партнерша изображает вид, что обмахивается веером, партнер при виде знакомого делает жест а ля "снимаю шляпу" и прочее. На простой проходке партнеры могут быть невместе, а каждый играть свою роль по отдельности. Можно строить или дразнить друг друга или наоборот завлекать. Но при этом танец как таковой еще не начался. Идёт прилюдия к нему.
Простая проходка органично входит в вступление Тимбы, если оно там есть. Например, она ложиться на вступление, где играет один-два мелодийных инстурмента, основная часть оркестра еще не вступила, ударных нет. Или как в Ave Maria Morena от Salsa Celtica - где в вводной части песни играет клавес и слышится речитатив певца.
Ритмическая проходка - это гуляние по залу соло или с партнершей, но уже танц шагом. Шаг может быть любым, каким в голову придёт. Единственственное, ориентируетесь по музыке. Если в данный момент она спокойная - то и проходки должны быть что-то типа сона: с раскрытием партнерши, неспешными поворотами, неспешной, но четкой сменой направления движения и пр. Если музыка достаточно агрессивная и забористая, можно на прогулочные шаги одеть тряску корпусом, всякие навороты попой или плечами, фишки для партнеров "упал - отжался" и прочее.
На проходке допустимо, чтобы девушка шла одним видом шага, а парень другим. Главное, чтобы они были в одном ритме. Пример, вспомните урок из Casino Show от мастера Янека. Парнерша шла обычным касино, в то время как партнер сопровождал ее шагая на коленях. Но шли оба на "раз", и встав с коленей парень легко вписался в партнершу.
Когда можно вставлять ритмическую проходку? Ответ следует из названия - в те места песни, где есть ритм. То есть играет перкуссия или например, фортепиано выполняет партию клавес. В шоу, как правило, ритмическую проходкой разделяют одну партию танца от другой. Это своего рода приём, чтобы и отдохнуть и вновь привлечь внимание зрителя. Например, если песня длинная, вы уже успели и каскад дорожек выполнить, и полпесни "повязать" узлы-повороты, то самое время вставить ритмическу проходку.
14. Правила узлов в Тимбе.Общее правило для любого танца, где используется касино. Смена рук и хвата всегда идёт на счет "3" и "7".
Теперь об особенностях узлов в Тимбе. На Майовке 2006 Хорхе Камагуэй подробно объяснял, чем отличается сальса от тимбы. В сальсе музыка монотонная, нет резких акцентов, интрументы практически не меняют своего рисунка от начала до конца песни. Поэтому узлы там вяжутся под счет 1, 2, 3, 4 и далее. Все движения рук плавные и равномерные, эз рул.
Тимба. В ней муз акценты распределены след образом: на первую половину восьмерки приходится разгон, во второй идут яркие, четкие и резкие акценты. Пример, "песня Янека" - El Diabolo Color'ao от Manolito y Su Trabuco. Возьмем трубу, она звучит как "Памммм-паммм, парам-пам пам". Вот парам-пам-пам - это жесткий акцент, приходящийся по счету примерно на 6-7-8.
Соответственно, парнер в танце должен обыгрывать то, что диктует музыка. А именно, начало узла, совпадающее со счетами 1-4, выполняется равномерными движениями рук, а во второй половине восьмерки, где появился акцент, движения рук идут не под счет, а под звук. То есть, на 5 замедлененое движение, на 6-8 или 6-7 вы его ускоряете и делаете более четким согласно акцентам в музыке. Тогда узел будет музыкальным.
Вообще, узел доделывается на счёт 7, а на 8 можно добавть что-нить корпусом, головой или ногами, чтобы завершить картинку.
15. Как партнёрам войти в танец?Общий ответ - чтобы было удобно. Это значит на простом базовом шаге. Пока вы не почувствовали друг друга, приступать к исполнению фигур ненужно. Хотя бы одну восьмерку прогоните бейсик или гуаперию. Дальше следуйте музыке.
16. Характер движений по музыке.Если музыка замедлилась, стала несколько вальяжной, ушли аранжировки с жесткими акцентами - характер движений становится неторопливым, с раскрытием партнерши, простыми поворотами, неспешными обводками ее вокруг партнера.
Если музыка стала по-драйвовей и забористей с кучей инструментов и жестким ритмом - вставляете замудренные футворки, узлы, движения с динамичным перестроением, шевелениями разными отделами корпуса.
Сразу замечу, наиболее ярким местом любой песни, независимо от жанра, является кульминация. Это то место, где все интрументы как бы сливаются воедино и начинают играть на полную катушку. Темп музыки убыстряется или становится более насыщенным. Изменяется характер пения - хор и солист как будто в экстазе. Так вот кульминация и есть тот самый момент когда можно и нужно вставлять наиболее сложные и навороченне элементы. При чем, как правило, соединяя их. Например, триста поворотов партнерши соединить с деспелоте и футворком партнера и пр.
Преступлением против музыки является вставлять в кульминацию поддержки с зависанием на 80 счетов, или выполнять очередную компликаду с вялым перекидыванием рук и дохлым топтанием.
После кульминации музыка идет на спад (где-то один припев или куплет) и затем завершается. В этой части характер движения должен быть спокойней, чем в кульминации, а сами элементы более простыми.
Автор статьи:
Татьяна Comicucha Попова